«ВЕСНА»: Реанимация комнатных растений

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » «ВЕСНА»: Реанимация комнатных растений » Библиотека цветовода » Строение растительного организма


Строение растительного организма

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Для чего цветоводу-любителю научные знания?

Мы с детства помним, что достаточно регулярно поливать, пересаживать и подкармливать цветы. Однако с тех пор многое изменилось: с появлением целой сети цветочных магазинов на прилавки хлынуло великое множество растений. И каких! Экзотических! Пуансетия, замиокулькас, орхидея, роза Кордана, голландский мандарин, адениум...

Список можно продолжать и продолжать!

И очень часто цветоводы сталкиваются с проблемами, а потом вынуждены искать советы на просторах Интернета... Но как можно поставить диагноз цветку и назначить ему лечение, не обладая базовыми научными знаниями? Безусловно, всем нам известно, что у большинства растений есть корень, стебель и листочки. Однако как это всё работает?

Например, важно знать, что сосущие корни большинства растений вступают во взаимовыгодное взаимодействие с... грибами. Да да, наши цветочки тайно дружат с грибочками. Такое «сотрудничество» называется микоризой. Микориза улучшает не только минеральное питание, но и водоснабжение растений. И, что не менее важно, защищает корни от заражения их патогенными организмами. И когда мы бездумно смываем землю с корней, то смываем и микоризу. Потом удивляемся, почему цветок чахнет и мчимся в Интернет.
Порой эта процедура крайне необходима и проводится она с величайшей осторожностью, но если есть альтернативное решение, то лучше корни не мыть.

Как видите, читать текст, да ещё научный, крайне полезно. Особенно для наших чудесных растений! Итак, приступим...

0

2

§ 2. СТРОЕНИЕ КОРНЯ

Источник:
Чуб Владимир Викторович
Ботаника. Часть 1. Строение растительного организма:
Учебное пособие. — М.: МАКС Пресс, 2005. — 116 с.: ил.

2.1. Корневой чехлик

Если вооружиться лупой или микроскопом, легко заметить, что самый кончик корня как бы одет маленьким колпачком — корневым чехликом (рис. 2.1, А).

https://content.foto.my.mail.ru/community/wesna/154/h-155.jpg

Рис. 2.1. Строение молодого корня.
А - внешнее строение.
Б - внутреннее (анатомическое) строение.
I - зона деления и корневой чехлик,
II - зона растяжения,
III - зона дифференцировки,
IV - зона проведения.
Условные обозначения:
кчех - корневой чехлик,
мер - меристема кончика корня,
эпид - эпидермис,
квс - корневые волоски,
кк - кора корня,
цц - центральный цилиндр,
пров - проводящие ткани (ксилема и флоэма),
збок - зачатки боковых корней

Его клетки более прочные, к тому же они выделяют слизь, помогающую корню проникать вглубь почвы. На пути корня часто попадаются твердые частички, которые могли бы поранить его нежные клетки, если бы не защитный корневой чехлик.
Клетки в корневом чехлике постоянно «пропадают»: они отрываются и погибают. Взглянем на корень взрослого растения. У него такой же корневой чехлик, как и у проростка. Значит, в корневой чехлик откуда-то поступают клетки! Чтобы понять, как это происходит, разрежем кончик корня и рассмотрим в микроскоп, что же спрятано под корневым чехликом.

2.2. Меристема

Под чехликом (рис. 2.1, Б) мы увидим клетки, которые активно делятся. Это можно определить по относительно мелким размерам клеток и по многочисленным картинам митозов: в клетках видны хромосомы. Зону активно делящихся клеток называют меристемой.
Деления клеток в меристеме кончика корня происходят строго определенным образом. Клетки, которые оказываются снизу от делящихся, постепенно превращаются в клетки корневого чехлика. Постепенно они оттесняются делящимися клетками все дальше и дальше, пока не окажутся на поверхности корневого чехлика. Их дальнейшую судьбу вы уже знаете: они «слущиваются» с чехлика и погибают.
Клетки вытесняются из меристемы не только вниз, но и вверх. У «верхних» клеток совершенно иное предназначение. Именно из них построены все остальные части корня.

2.3. Зоны деления и растяжения

Наверное, каждый в детстве развлекался с мыльной пеной. Опустишь трубочку в стакан с мыльным раствором и дуешь в нее. Пена быстро заполняет стакан. Чем выше находится мыльный пузырь в стакане, тем он старше. А предсказать исход еще проще: «Лопнул, как мыльный пузырь!» И, разумеется, первыми лопаются верхние, самые старые.
В стакане перед вами — вся жизнь воздушного шарика в мыльной оболочке. Сначала (внизу стакана) пузыри мелкие, и бесцветные, выше они становятся крупнее, появляются радужные разводы. И на самом верху стакана — крупные пузыри с бесцветными пятнами. Когда этих пятен становится достаточно много, пузырь лопается.
Корень в чем-то похож на стакан с мыльной пеной. Внизу находится меристема, которая все время образует новые клетки (трубочка и мыльный раствор). Правда, клетки, в отличие от пузырей, образуются путем митоза, а не выдуванием через трубочку.
Выше меристемы клетки еще некоторое время продолжают делиться, но уже не так интенсивно. Этот отрезок корня называют зоной деления клеток (рис. 2.1, А, Б; I).
Затем клетки перестают делиться и начинают расти. Они вытягиваются вдоль корня, в них появляются вакуоли. Отрезок корня, в котором происходит увеличение размеров клеток, называется зоной растяжения (рис. 2.1, А, Б; II). Именно она наиболее активно проталкивает корень сквозь почву.
Зона растяжения выполняет в корне несколько функций:
1) в ней клетки растут и готовятся стать «взрослыми», чтобы «исполнять свои обязанности» по поглощению и передаче питательных веществ;
2) зона растяжения «управляет» направлением роста корня.

2.4. Зона дифференцировки

Клетки зоны растяжения в чем-то похожи на нас в юности, когда мы еще только думаем, кем стать после окончания школы, имея те или иные задатки. У клеток зоны растяжения тоже есть определенные «задатки», но «профессии» пока нет. Среди ученых принято говорить, что эти клетки еще не дифференцированы (от латинского «дифференция» — «различие»).
Выше зоны растяжения в корне лежит зона дифференцировки (рис. 2.1, А, Б; III). В этой зоне клетки «приобретают профессию», то есть, выражаясь научно, дифференцируются.
Клетки, лежащие у поверхности корня, отращивают корневые волоски, помогающие им всасывать минеральные вещества и воду из почвы. Наружный слой клеток называется эпидермисом.
Под эпидермисом корня, снабженным корневыми волосками, лежит слой клеток, который называют корой. Но эта кора состоит из живых клеток и не имеет ничего общего с мертвой коркой, которой покрыты стволы и старые ветви деревьев. Внутренняя часть корня (под корой) называется центральным (осевым) цилиндром корня. По клеткам центрального цилиндра всосанные корнем вещества двигаются наверх, в надземную часть растения.

ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

Из научного материала становится ясно, что:
- В поисках питания кончики корней постоянно растут, проникая вглубь почвы.
- Очень нежные корневые волоски помогают клеткам всасывать минеральные вещества и воду из почвы.
А это значит, что при пересадке растения особенно трепетно следует обращаться с этой частью корневой системы.

0


Вы здесь » «ВЕСНА»: Реанимация комнатных растений » Библиотека цветовода » Строение растительного организма